Календарь событий

Декабрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Логистика

Среди разнообразных направлений деятельности Академии менеджмента и бизнес-администрирования важное место принадлежит повышению квалификации руководителей и специалистов государственных структур и коммерческих организаций в области логистики и управления цепями поставок. Особенностью этого вида деятельности Академии является его основанность на авторитетной научной школе современной логистики, обладающей и большими историческими традициями.

Формирование отечественной научной школы логистики тесно связано с историей становления и развития Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового ранка (Института ИТКОР) как и Академии менеджмента и бизнес – администрирования, входящих в группу компаний Издательского дома «Экономическая газета», креативного потенциала его коллектива, а также научной преемственности с прошлыми разработками в области логистики. Нынешний профиль деятельности Института ИТКОР возник, как правоприемника, на базе достижений НИИ материально-технического снабжения и сбыта (НИИМСа) при Госснабе СССР, созданного в начале 60-х годов в качестве основного научного подразделения этого важнейшего органа государственного управления экономикой, и сохранил многие его традиции.

На Госснаб в СССР в то время были возложены ответственные государственные функции: не только обеспечивать по возможности полное соответствие производства средств производства (и в том числе инновационной продукции), с потребностями народного хозяйства и производственным потреблением, но и формировать ежегодно систему хозяйственных связей в масштабах всей страны и ее отдельных регионов между непосредственными производителями продукции материально-технического назначения, ее пользователями и посредниками для последующей организации реальных поставок продукции от одних предприятий и организаций - другим. При этом сбыт этой продукции предприятий одних отраслей и обслуживающих их посредников (дистрибьютеров) одновременно становился ресурсным обеспечением для других.

В результате на громадной территории страны и возникала невиданная по своим масштабам совокупность потоков сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции самой различной номенклатуры, организация управления которыми была возложена на Госснаб СССР, его отраслевые Союзглавснабсбыты и территориальные органы. Критерии эффективности такого управления, которые позже перекочевали в рыночную экономику и логистику постреформенного периода, остались неизменными: снижение общих издержек поставок и обеспечение требуемого качества обслуживания (снабжения) потребителей средствами производства в виде полных, своевременных и комплектных поставок.

Перед НИИМСом, таким образом, стояла триединая научная задача методологического и организационно-методического обеспечения:

  • определения материально-технических потребностей народного хозяйства и рациональной ассортиментной загрузки предприятий-производителей;
  • распределения ограниченных материальных ресурсов и произведенной дефицитной продукции с учетом приоритетных потребностей страны и эффективности их использования различными группами потребителей;
  • формирования оптимальных схем прикрепления контрагентов поставок (поставщиков и потребителей) друг к другу для минимизации транспортных издержек.

Несмотря на то, что термин «логистика» тогда еще не употреблялся в науке и практике, все перечисленные задачи по своей природе, целям, масштабам и общественной значимости во многом совпадают с задачами и функциями современной интеграционной логистики, характерной для двух последних укладов постиндустриальной экономики.

Для эффективного решения рассмотренных задач необходимо было использование новых для того времени экономико-математических моделей и методов, средств вычислительной техники и информационных технологий, что закладывало основы и для последующего развития современной инновационной логистики. В результате, традиционные задачи Госснаба СССР и его подразделений модифицировались НИИМСом в такие оптимизационные задачи как ассортиментная загрузка прокатных станов с учетом их номенклатурной специализации и транспортного фактора, разработка оптимальных схем прикрепления потребителей к поставщикам, распределение дефицитных ресурсов по шкале приоритетности предприятий-потребителей или по критерию минимизации общих потерь от дефицита.

Для успешного решения этих задач были привлечены научные разработки ведущих научных организаций страны, таких как ЦЭМИ АН СССР, Киевский институт кибернетики, Новосибирский НИИ Сибирского отделения АН СССР, НИИМС при Госснабе СССР, НИИПИН Госплана СССР и др. при руководстве и участии видных советских ученых: Аганбегяна А.Г., Глушкова В.М., лауреата Нобелевской премии Канторовича Л.В., Федоренко Н.П., Новикова Д.Т., Проценко О.Д., Одесса В.И., при самом активном участии в этих разработках сотрудников НИИМСа и МИНХа им. Г.В. Плеханова.

К сожалению, инновационный подход к формам и методам решения этих, в сущности, логистических задач не был в должной мере востребован тогдашними народнохозяйственными структурами в силу целого ряда объективных и субъективных причин. Среди подобных причин можно назвать закрытость экономики, противоречия между народнохозяйственными и ведомственными целями и интересами, отклонения реальной модели управления от нормативной в результате существования значительного влияния политических мотивов и неформальных структур, ориентацию не на оптимальный, а на допустимый уровень управления потоковыми процессами.

Однако осуществленные в то время разработки оказали существенное воздействие на формирование отечественной школы логистики, которая в значительной степени получила отражение и развитие в деятельности Института ИТКОР. При этом следует отметить вклад его ученого и диссертационного советов в обоснование и построение инновационных теоретических и методологических подходов к решению важнейших логистических проблем XXI века. В процессе выполнения научных исследований и научных публикаций сотрудниками института, при подготовке и защите докторских и кандидатских диссертаций, в ходе обмена передовым опытом и научных дискуссий о будущем логистики на страницах журнала «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция», на многочисленных всероссийских и международных конференциях научная школа логистики Института ИТКОР получила достойное развитие и завоевала заслуженный авторитет среди специалистов.

К числу достижений научной школы логистики в ИТКОРе, а также к принципиальным установкам и особенностям ее развития можно отнести следующие результаты:

  • определена сущность и осуществлена разработка методологических и организационных основ инновационной логистики;
  • выявлена природа различных потоков (материально-вещественных, людских, финансовых, информационных, природных) и определена особенность управления ими с помощью логистики, что позволяет классифицировать логистику по различным признакам, раскрывать сущность и содержание различных видов логистики и их влияние на состояние и развитие отечественных структур;
  • установлена взаимосвязь и взаимообусловленность управленческих, финансовых и технико-технологических логистических инноваций;
  • заложены основы финансовой логистики как перспективного направления научных исследований и прикладных разработок;
  • исследованы условия востребованности логистических инноваций российскими структурами и их последующего внедрения с реальной эффективностью;
  • предложены формы и методы адаптации отечественных и особенно зарубежных логистических инноваций к особенностям российской экономики в различные периоды и в том числе на современном этапе ее развития, разработаны методические рекомендации по оценке целесообразности их проектирования и внедрения в конкретных ситуациях;
  • предложена расширенная трактовка понятия и состава «логистической поддержки» деятельности той или иной общественной и прежде всего рыночной структуры, что требует относить к логистической поддержке не только эффективную организацию управления собственно потоковыми процессами, инициируемыми деятельностью этой структуры, но целый ряд предпосылок, в том числе далеких от логистики, но без которых сама логистизация структур невозможна или нецелесообразна;
  • сформулированы требования к изучению, обобщению и систематизации отечественного и зарубежного опыта разработки и внедрения логистических инноваций (как позитивного, так и негативного) для оценки возможности и целесообразности их использования в российских условиях с учетом затрат на осуществление адаптационных мероприятий.

Научная школа инновационной логистики предполагает создание своеобразной «дорожной карты» для внедрения современных принципов и методов логистики в экономическую практику. Неотъемлемым элементом этой карты является обучение специалистов, способных реально использовать прогрессивные логистические разработки. Поэтому полноценным правопреемником научной школы логистики Института ИТКОР стала Академия менеджмента и бизнес - администрирования, созданная на базе Университета менеджмента и бизнес-администрирования. Академия осуществляет широкий круг услуг делового образования, в том числе, она ориентирована на реальное использование прогрессивных логистических нововведений в целях инновационного развития российской экономики, на подготовку кадров для организации современного логистического бизнеса, на повышение квалификации руководителей и специалистов в этой сфере. Выпускники Академии менеджмента и бизнес - администрирования способны стать достойными продолжателями научной школы современной инновационной логистики.