Календарь событий

Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
       
30 31

От мусора и до кофеен: как работает социальное предпринимательство в Южной Корее

Незрячие музыканты, собирающие полные залы, бабушкины пирожки в модных кондитерских и крупные корпорации, отдающие прибыльный бизнес под социальные проекты — это все не идеальный мир социалистов-утопистов, а реально работающие схемы предпринимательства в Республике Корея. Но предпринимательства не традиционного, а социального. Южная Корея является признанным лидером по поддержке компаний, работающих на решение общественно значимых проблем, и их количество неуклонно растет.

Немало подобных начинаний есть и в России, но до сих пор социальное предпринимательство в нашей стране не имеет даже четкого законодательного определения. 5 марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» применительно к отдельным субъектам малого и среднего бизнеса. Такими будут признаваться компании, в которых работает не менее 50% граждан, относящихся к социально уязвимым категориям, либо те, кто получает, как минимум, половину доходов от продажи товаров и услуг для этих групп населения или способствует их продвижению на рынке.

«Уже второй созыв в Государственной Думе мы не можем принять закон о социальном предпринимательстве. Поручение президента задержано на 3 года, — говорит зампред Госдумы Ольга Епифанова. — Из-за того, что само словосочетание «социальное предпринимательство» в нашем языке не создает ни у кого четкой визуальной картинки, идет много споров по этому поводу. Пока оно относится только к тем, кто берет на работу людей с ограниченными возможностями либо ухаживает за нуждающимися в помощи».

Однако потенциально сфера социального предпринимательства гораздо шире. И в этом плане опыт Южной Кореи может быть очень востребован в России, полагает председатель правления «Союза женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов» Инга Легасова.

«Грань между социальным и несоциальным предпринимательством очень тонкая. Поэтому в корейском опыте для нас важны критерии прохождения сертификации, они их отрабатывали годами. И если у нас будет, как в Корее, создано государственное агентство по поддержке социального предпринимательства, и если смогут получать финансовую и консультационную помощь социальные стартапы, то люди смогут много очень хорошего сделать — и для себя, и для страны».

Именно с этой целью в Сеуле со 2 по 7 марта побывала российская делегация предпринимателей и общественных деятелей во главе с координатором депутатской группы по связям с парламентом Республики Корея Ольгой Епифановой. В состав делегации вошли руководители Академии менеджмента и бизнес-администрирования Юрий Якутин и Татьяна Козенкова.

«Деловой Совет по сотрудничеству с Республикой Корея» обеспечил экспертное сопровождение этой поездки. В ходе визита ему удалось как ознакомить делегацию с работой образцовых соцпредприятий, в том числе в сфере актуальной для нашей страны мусоропереработки, так и провести консультации с чиновниками и юристами, принимавшими участие в разработке соответствующего законодательства.

По словам Заместителя Председателя Делового Совета Станислава Кочкина, поучиться у южнокорейцев действительно есть чему: «В рейтинге Thomson Reuters по развитию социального предпринимательства за 2016 г. Россия заняла 31-е место, в то время как Республика Корея — 7-е. При этом, в части государственной политики поддержки социальных предпринимателей, корейцы значительно опередили всех конкурентов, включая признанных лидеров в этой сфере — США, Канаду и Великобританию. Россия же по этому показателю заняла 17-ю позицию».

Между личным и общественным

Началось все с азиатского кризиса 1997 г., из-за которого сотни тысяч людей в Южной Корее потеряли работу. Для обеспечения их занятости за счет мер господдержки в короткий срок было создано множество рабочих мест в социальной сфере. Однако это были экстренные меры, требовавшие больших затрат, что породило сомнения в эффективности такой политики.

В то же время экономический рост в 2000-х продолжился за счет высокотехнологичных отраслей, не предполагавших массовой занятости населения, а спрос на социальные услуги только увеличивался. В этих условиях начала активно обсуждаться идея заимствования европейской системы социальных предприятий, которая позволила бы решить вопрос занятости и предоставления качественных услуг за счет третьего сектора.

Так после долгих обсуждений в 2007 г. появился Закон о развитии социальных предприятий. Они, согласно задумке южнокорейских законодателей, занимают промежуточное место между традиционными компаниями и некоммерческими организациями, создавая рабочие места для социально уязвимых слоев населения (пожилые и малообеспеченные граждане, инвалиды, семьи с одним родителем и пр.), либо производя необходимые им товары и услуги.

Соцпредприятия подразделяются на несколько видов, к каждому из которых предъявляются свои требования: создающие рабочие места должны иметь в штате не менее 30% работников, относимых к социально уязвимым; предоставляющие социальные услуги — оказывать их как минимум на 30% для социально уязвимых граждан; смешанного типа — не менее 20% для обоих критериев. При этом все они должны быть потенциально самоокупаемы, получая доход, покрывающий более половины фонда оплаты труда. А для уверенности в том, что деятельность социальных предприятий будет в итоге направлена на решение общественных проблем, в работе их руководящих органов должны принимать участие работники и потребители услуг, а 2/3 прибыли должно использоваться на общественные цели.

В то же время социальное предприятие — это не особая организационно-правовая форма, а статус, который могут получить различные объединения, пройдя специальную процедуру сертификации. Для этого нужно не только формально соответствовать вышеперечисленным критериям, но и заручиться поддержкой местных и центральных властей, пройдя проверку в ряде комитетов. Но, несмотря на множество довольно строгих требований, получение сертификата является довольно привлекательным, поскольку обеспечивает доступ к целому ряду льгот.

На благое дело

Основной и самой востребованной мерой является прямое субсидирование затрат на выплату зарплат работникам и основных видов обязательного страхования. Делается это в привязке к минимальному размеру оплаты труда, варьируясь от 40 до 70% в зависимости от срока работы предприятия, материального положения сотрудника и того, попадает ли он в группу социально уязвимых. Кроме того, соцпредприятия могут претендовать на компенсацию от затрат на найм специалистов, помогающих с управлением компанией, а также услуг, направленных на развитие бизнеса.

В течение первых трех лет работы также не платится налог на прибыль организаций, есть скидки на различные сборы и налог на имущество, а также исключения по НДС для оказывающих медицинские и образовательные услуги. Кроме того, социальные предприятия могут пользоваться низкопроцентными кредитами для малообеспеченных граждан и малого и среднего бизнеса на срок до 8 лет, а также разработанными специально для них банковскими гарантиями.

Значительную роль в этой сфере играет Корейское агентство по содействию социальным предприятиям, имеющее сеть представителей и партнерских организаций во всех уголках страны. Оно проводит конкурсы социального предпринимательства, предоставляет место для работы стартапам, выделяет им гранты до 27 тыс. долларов, консультирует и организует обучение.

В задачи агентства также входит оказание помощи в совершенствовании продукции и способов ее продвижения для попадания в основные сбытовые сети и интернет-магазины. Оно имеет собственную сеть магазинов и онлайн-площадку для продажи продукции и услуг соцпредприятий, позволяющую подключить ее к системе госзакупок. А государственные организации, согласно вышеупомянутому закону, обязаны приобретать часть продукции у соцпредприятий.

Кроме того, агентство проводит рекламные кампании, направленные на популяризацию этичного потребления, помогает предпринимателям наладить контакты с госорганами, социально ответственным бизнесом и потребительскими ассоциациями, а также узнать о том, где можно получить бесплатные услуги и как собрать средства с помощью краудфандинга.

Первые результаты

Социальные предприниматели работают в самых разных сферах — культура и искусство, уборка, образование, экология, соцпомощь, присмотр и уход, туризм и спорт, медицина, а также производство и продажа различных видов промышленной продукции, продуктов питания и товаров для дома. Но абсолютное их большинство нацелено, в первую очередь, на создание рабочих мест для уязвимых слоев населения.

Например, художественная группа Ханбит занимается организацией концертов незрячих музыкантов, способствуя как их творческой реализации, так и улучшению восприятия у широкой публики людей с ограниченными возможностями. Компания Чхонненнури Чончжучеква (Тысячелетняя кондитерская г. Чончжу) содержит сеть кондитерских, продающих выпечку с начинкой из традиционного блюда, изготавливаемого местными старожилами с использованием органической продукции. А Нью синиорлайф организует модные показы одежды для пожилых, имея в штате 150 моделей и обеспечивая значительную выручку.

Примечателен также опыт кооператива по оказанию медицинской и социальный помощи Миндылле, который имеет в своем распоряжении 8 медучреждений, обслуживающих больше 3,5 тыс. семей. Созданный изначально для предоставления услуг жителям одного микрорайона, соцкооператив смог привлечь 1,3 млрд долларов инвестиций и нанять качественный медперсонал, который теперь принимает всех желающих и организовывает бесплатное лечение для бездомных и одиноких пожилых людей.

Не остается в стороне и крупный бизнес: сейчас практически у каждой корпорации есть дочерняя компания, являющаяся соцпредприятием. Только у одной SK Group, в которую входит второй крупнейший в мире производитель полупроводников, 11 таких компаний. Соцпредприятия Samsung трудоустраивают членов семей из смешанных браков. Компания южнокорейского сталелитейного гиганта POSCO Humans предоставляет рабочие места в сфере ИТ и услуг по уборке для пожилых и инвалидов, а промышленная группа Hanwha сделала социальным предприятием принадлежащую ей сеть кофеен Beans&Berries. Теперь там 40% работников из семей с одним родителем и из малообеспеченных категорий.

Планы на будущее

Благодаря системной поддержке и долгосрочному планированию за последние 10 лет количество социальных предприятий в Южной Корее выросло в 34 раза, а количество занятых — в 16 раз. На конец 2018 г. на более 2000 сертифицированных предприятиях работали более 40 тыс. человек, из которых 60% были из социально уязвимых категорий. Увеличилась за это время и выручка компаний, средний годовой объем составил порядка 1,7 млн долларов.

Впрочем, несмотря на ограниченное количество финансово успешных предприятий, есть немало тех, кому с большим трудом удается реализовывать свою продукцию. А уровень занятости в компаниях, работающих на социальную экономику, не достигает и одной четвертой от уровня стран ЕС. Несмотря на все усилия правительства, степень осведомленности граждан о социальных предприятиях довольно низкая, и до 40% их выручки формируют госзакупки. При этом почти половина всех компаний по-прежнему убыточны.

Государство обеспокоено и тем, что немалое число социальных предприятий очень малые по размеру и существуют лишь благодаря субсидиям. Поэтому в дальнейших планах южнокорейского правительства сделать упор на развитии экосистемы социальной экономики, чтобы ее развитием преимущественно занимались частные лица и местные сообщества, проявляя максимум креативности в достижении устойчивого развития своих начинаний.

На следующие 5 лет ставится цель создать с помощью социальных предприятий 100 тыс. новых общественно полезных рабочих мест и довести количество людей, когда-либо покупавших продукцию или пользовавшихся услугами социальных предприятий, до 60%. Удастся ли достичь этих показателей — покажет время. Но уже имеющийся корейский опыт говорит о том, что если поставить себе цель и упорно над ней работать, то можно достичь значительных результатов, от которых выиграет все общество.

Вернуться к списку