Календарь событий

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Кавалер ордена «За усердие во благо Отечества»

Олег ПРОЦЕНКО

Доктор экономических наук, проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директор факультета «Институт менеджмента и маркетинга», член УМО «Логистика», действительный член Академии естественных наук, Академии экономических наук и предпринимательства, Международной Академии менеджмента. Почетный доктор Университета Барселоны, член расширенного Правления программы МВА университетов Магдебург и Билефельд. Имеет более 170 публикаций. Многие работы опубликованы на иностранных языках.

Где учат на министра?

Академию народного хозяйства при Правительстве РФ называют элитной школой управленцев. Вуз готовит специалистов в сфере государственного и бизнес-управления, а также проводит исследования и экспертизы по заказам правительства. Вуз создан в 1977 году как правительственное образовательное учреждение для подготовки руководящих кадров высшего звена. Академию уже тогда называли «кузницей министров».

Об опыте научной школы в сфере управления народным хозяйством и о перспективах развития бизнес-элиты мы беседуем с проректором Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Олегом Дмитриевичем Проценко.

- Олег Дмитриевич, за 15 лет Вы прошли все ступеньки научной карьеры — от заведующего отделом до заместителя директора института — НИИ экономики и организации материально-технического снабжения Госснаба СССР (НИИМС), ныне ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка. В советские годы партнерами института были заводы ЗИЛ, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, Магнитогорский меткомбинат: Наверно, проще назвать тех, с кем институт не работал.

-Да, абсолютно точно. Наши заказчики в те годы — практически все крупные промышленные предприятия Советского Союза. Ученые института разработали уникальные подходы по оптимизации загрузки производственных мощностей, по решению целого ряда проблем управления запасами, экономии материальных ресурсов в производстве, при хранении и транспортировке. Эти задачи решались в условиях планово-распределительной экономики. Но, представляете, к нам за опытом приезжали не только специалисты из стран-участниц СЭВ, но и из Западной Германии. Сегодня рыночные методы хозяйствования в нашей стране многие воспринимают просто как объективную реальность. Но фундамент для перехода к рыночной экономике, логистическим методам управления запасами мы закладывали в нашем институте еще в 60-70-е годы.

- Вот уже четверть века Вы занимаетесь подготовкой кадров в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Насколько удается педагогам Академии учитывать требования современной рыночной экономики?

- Академия создавалась как элитная школа управленцев. Справляемся ли мы с этой задачей? Судите сами. В числе наших выпускников главы государств, бывшие и действующие министры, руководители крупнейших предприятий стран СНГ, главы администраций, губернаторы. Ректор Академии Владимир Александрович Мау часто повторяет: наша цель — развивать в слушателях, прежде всего, лидерские качества и способность оперативно принимать эффективные управленческие решения. Благодаря такому подходу наши выпускники добиваются успехов во многих сферах бизнеса и политики.

- Олег Дмитриевич, под Вашим руководством подготовили и защитили диссертации 160 человек. Скажите откровенно, есть ли у России шанс занять достойное место в мировом экономическом сообществе?

- Наши выпускники ставят перед собой далеко идущие цели, имеют четкое представление не только о собственном карьере, но и о развитии экономики страны.

Еще несколько лет назад было трудно представить, что Китай начнет на нашем рынке машиностроительной продукции продавать оборудование для нефтедобычи и переработки углеводородного сырья. Индия резко вырвалась в области компьютерных технологий. У нас есть неплохие шансы снова стать законодателями моды в аэрокосмической и других областях. Государство, конечно, должно четко определить приоритеты. Убежден, мы займем достойное место в мире, если сохраним и приумножим все лучшее, что было накоплено в отечественной научной школе.