Календарь событий

Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
26 27 28
29 30          

Кавалер ордена «За усердие во благо Отечества»

Игорь ВИЛИНОВ

Генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), доктор экономических наук. Награжден медалью «300 лет Российскому Флоту», знаком «Почетный работник морского флота». Имеет звание «Заслуженный работник транспорта». В 2005 году признан в Новороссийске «Человеком года»

Священная гавань на службе народу

Новороссийский морской торговый порт ежегодно перерабатывает около двадцати процентов грузооборота всех морских портов России. Наибольшую долю среди сухих грузов составляют черные металлы. Через НМТП проходит более трети экспортируемой в России нефти, почти половина импорта сахара-сырца, более трети зерновых и контейнерных грузов, проходящих через Юг России. По прогнозам Минтранса РФ, ежегодный грузооборот порта к 2010 году может вырасти до двухсот миллионов тонн.

"Уникальность порта не только в величине прожитых лет, — считает Александр Ткачев, глава администрации Краснодарского края. — Он достойно выдержал испытание временем, прошел через все экономические и политические реформы, став признанным флагманом отрасли.

По царскому велению

Двадцать пять веков назад греки основали на месте современного Новороссийска, портовый город Бата, где на центральной площади установили плиту со словами: "Буду служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и его граждан..."

В старинных лоциях Новороссийская бухта называлась Священной гаванью. Возможность круглогодичной навигации, большие глубины, пологая прибрежная полоса способствовали развитию здесь оживленной морской торговли.

В 1845 году император Николай 1 повелел открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов..." В те годы порт экспортировал рожь, пшеницу, мед, рыбу, табак, сахар.

На тихорецкую состав отправится...

В конце XIX века акционерное общество "Ростово-Владикавказская железная дорога" построило в Новороссийске пять пристаней и соединило их железнодорожной веткой со станцией Тихорецкая. Приток грузов в порт стремительно увеличивался. Главным предметом экспорта было зерно. Из порта за границу уходили и другие грузы — цемент, нефть, лес.

Новороссийск с трудом справлялся с мощным грузопотоком. Поэтому были построены амбары, элеватор, не имеющий равных в Европе. Разгрузочно-погрузочные работы, приемка, очистка зерна были механизированы. С развитием нефтяной промышленности в порту выросли резервуары и нефтепроводы. Так Новороссийский порт стал крупным торговым центром Северного Кавказа.

Испытание временем

Во время Отечественной войны, несмотря на массированные бомбежки фашистской авиации, порт продолжал работать. Когда гитлеровцы взяли город, часть портовиков ушла в партизанский отряд "Норд-Ост". Как только Новороссийск был освобожден советскими войсками в 1943 году, местные жители, а точнее, жительницы в отсутствие воевавших мужчин тут же приступили к восстановлению порта.

На тот момент сохранился всего один из сорока причалов. Отступая, враг уничтожил все оборудование, взорвал склады, подъездные пути, подвижной состав. Но уже через десять лет после окончания войны порт достиг довоенного уровня грузооборота.

В конце 70-х годов Новороссийский порт произвел погрузку первого танкера сырой нефтью. С тех пор НМТП стал крупнейшим в Союзе по грузообороту.

Флагман отрасли

Сегодня Новороссийский морской торговый порт — крупнейший на Черном море, лидер по показателям грузооборота в странах СНГ и Балтии. Порт обрабатывает основные грузопотоки в торговле со странами Южной и Юго-Восточной Азии, Средиземного моря, Южной Америки и Южной Европы.

В порту трудятся более четырех тысяч человек. Средняя зарплата одна из самых высоких в отрасли. Компания активно участвует в развитии городской инфраструктуры, выступает спонсором культурных и спортивных мероприятий.
- Думаю, через 10-15 лет наш порт станет крупнейшим в мире, способным выдержать любые — и погодные, и экономические — шторма, — уверен генеральный директор Игорь ВИЛИНОВ.

Все эти годы неизменным остается бережное отношение портовиков к славной истории своего предприятия и его вековым традициям. Да и завет древних эллинов "Буду служить народу... " здесь никто не отменял.