Календарь событий

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Аналитический центр НАФИ представляет спецпроект «Влияние пандемии на российский бизнес»

Аналитический центр НАФИ провел в марте-апреле 2020 года опросы предпринимателей со всей России. Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.

Большинство предпринимателей (69%) сошлись во мнении, что влияние пандемии коронавируса на российскую экономику будет максимально негативным.

Предприниматели считают, что в первую очередь пострадают сферы общественного питания и туризма, на втором месте – сферы торговли и услуг. Также значительные убытки понесут рынки транспорта и развлечений. Каждый пятый предприниматель считает, что все без исключения отрасли пострадают.

85% предпринимателей указали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации. Под ударом – малый бизнес: в компаниях с численностью сотрудников до 100 человек негативные последствия особенно ощутимы (их отметили 87% предпринимателей), в компаниях со штатом более 100 человек негативные последствия отмечали чуть реже (78%). Женщины-предприниматели чаще говорили о негативных последствиях, чем мужчины (90% и 82% соответственно). Две трети женского бизнеса (68%) – это небольшие организации с численностью штата до 15 человек, работающие в сфере услуг, культуры, спорта и организации мероприятий.

Большинство предпринимателей пессимистично оценивают перспективы нормализации ситуации в их отрасли. Почти половина (43%) считают, что ситуация вернется в нормальное состояние не ранее, чем через год, 14% полагают, что через два-три года. Среди «пессимистов» больше предприятий, созданных до 2010 года и прошедших несколько экономических кризисов. Треть предпринимателей (31%) полагают, что ситуация нормализуется через несколько месяцев. Среди «оптимистов» больше молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет (47% против 26% среди предпринимателей старше 50 лет).

Большинство (70%) слышали заявления о помощи бизнесу со стороны Правительства России. Наиболее информированы предприниматели в возрасте 40 лет и старше (73%), молодые предприниматели в возрасте до 30 лет слышали об инициативах Правительства реже (56%).

Заявления о мерах поддержки со стороны правительств субъектов Российской Федерации предприниматели слышали реже – 36%.

Сегодня предприниматели больше чем когда-либо просят поддержку со стороны государства – 73% отметили, что остро нуждаются в ней. Чаще о необходимости помощи говорили собственники малых предприятий с численностью сотрудников от 16 до 100 человек (79%), а также молодые предприниматели в возрасте до 30 лет (80%).

Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.

Российский бизнес сокращает расходы на персонал. Треть предпринимателей перевели сотрудников на удаленный формат, но большинство из них не готовы продолжать работать в удаленном режиме после окончания режима самоизоляции.

Из-за необходимости остановки работы компаний, чтобы соблюдать режим самоизоляции, а также в целях оптимизации расходов, бизнес провел изменения в кадровом составе. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников. Компании сфер гостиничного бизнеса и общественного питания увольняли сотрудников значительно чаще (34% против 18% в среднем в других сферах). 3% организаций переводили сотрудников на другие должности. Более половины предпринимателей (55%) считают, что в ближайшие три месяца штат в их компаниях сократится, 29% говорят о том, что число сотрудников не изменится. Только 2% предпринимателей планируют увеличивать штат.

Бизнес также пересматривает материальное вознаграждение сотрудников. 32% предпринимателей снизили зарплаты сотрудникам, 21% отменили дополнительные системы мотивации, такие как социальный пакет, премии, бонусы.

Треть предприятий (33%) переводили сотрудников на удаленный формат работы, при этом перевести весь или почти весь штат сотрудников «на удаленку» удалось только 11% организаций. Микропредприятиям это удавалось реже (24% в компаниях со штатом до 15 человек), средним и крупным предприятиям – чаще (39% в компаниях с штатом от 16 до 100 человек, 67% – с штатом более 250 человек).

Большинство предпринимателей, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности сотрудников – об этом заявили 82% представителей бизнеса, 14% сказали, что производительность не изменилась, 5% затруднились с ответом. Никто из предпринимателей не отметил повышения эффективности труда в удаленном режиме.

Предприниматели в большинстве случаев не рассматривают возможность сохранения дистанционной занятости сотрудников после окончания пандемии. Только 20% предприятий готовы сохранять режим удаленной работы для части своих сотрудников, 7% – для всех сотрудников.

Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала, Аналитический центр НАФИ:

«Кризисные ситуации в экономике заметнее всего отражаются на персонале компаний. При текущей неопределенности и невозможности полноценно вести бизнес многие компании постарались, во-первых, оптимизировать фонд оплаты труда, уволив часть сотрудников или понизив им заработную плату, а во-вторых, перестроить бизнес-процессы на удаленный формат работы.

Однако здесь возникает целый пласт новых вызовов для руководителей – например, отсутствие навыков управления сотрудниками в удаленном режиме, что отражается в снижении общей эффективности работы, и недостаточный уровень готовности к переходу в цифровой формат работы. Это связано как с отсутствием цифровых технологий в компании, так и с отсутствием необходимых знаний у сотрудников – уровень цифровой грамотности россиян по итогам проведенного нами тестирования на платформе «Цифровой гражданин» далек от максимума (58 п.п. из 100 возможных), высоким уровнем цифровой грамотности обладает лишь 27% населения РФ».

Большинство российских предпринимателей имеют долги по арендным платежам из-за ухудшения экономических условий и пытаются договориться с арендодателями о пересмотре графиков платежей и договоров. Доля тех, кому арендодатель пошел навстречу, согласившись пересмотреть условия, составляет лишь 13%. Об этом свидетельствуют результаты опроса предпринимателей, проведенного Аналитическим центром НАФИ в апреле 2020 года.

Большинство предпринимателей (71%) арендуют площади у частных собственников, четверть (27%) имеют помещения в собственности, 5% арендуют у государства или муниципалитета. Чаще всего бизнес снимает помещения под офисы (51%), реже – под торговлю (35%), склад (26%), производство (23%).

Большинство (60%) российских предпринимателей, арендующих помещения, говорят о том, что уже имеют просрочки по арендным платежам, Треть компаний (35%) ожидают затруднений с выплатой арендных платежей в ближайшее время. Индивидуальные предприниматели заявляют о нехватке средств на арендные платежи чаще юридических лиц (73% против 57%).

Просрочки по арендным платежам чаще есть у предприятий, арендующих помещения под производство (69%). Компании, арендующие офисные помещения, сталкиваются с просрочками реже (48%), а также среди них чуть выше доля тех, на чью арендную платежеспособность пандемия не повлияла (6% против 3% в среднем среди предпринимателей).

Большинство предпринимателей (85%) обсуждали с арендодателями возможность пересмотра условий договоров аренды. 28% уже получили от арендодателей отказ, 44% продолжают переговоры. Уступок по арендным платежам удалось добиться 13% предпринимателей.

В переговорах с арендодателями предприниматели обсуждают временное снижение арендной ставки (47%) и полную отмену платежей на конкретный период (30%). 7% предпринимателей обсуждают с арендодателями исключение из договора или снижения штрафных санкций за просрочку, 4% – переход на переменную арендную ставку.

Ольга Соколова, руководитель направления исследований в сфере строительства и недвижимости Аналитического центра НАФИ:

«Введение длительного карантина в стране поставило ребром вопрос отсрочки или отмены арендных платежей для предпринимателей-арендаторов. Страдает как малый, так и средний бизнес, но расторгнуть или изменить договор аренды большинству компаний сегодня сложно: многие не могут воспользоваться пунктом о форс-мажоре.

Арендодатели занимают выжидательную позицию – мы видим, насколько мало число предприятий, которым пошли на встречу в вопросе пересмотра условий договора аренды. Этому есть объяснение – арендодатели тоже терпят убытки. Поэтому очевидной стратегией сохранения устойчивости является открытый диалог между арендаторами и арендодателями с целью согласования подходящих для обеих сторон условий.

Любой кризис – явление временное, поэтому в долгосрочной перспективе важно сохранить прочные деловые отношения, чтобы выйти из него с минимальными потерями, как можно быстрее восстановиться и продолжить нормальное функционирование бизнеса.

Наблюдающиеся сегодня тенденции приведут к изменениям на рынке аренды, характер этих изменений будет зависеть от сегмента, но однозначно стоит ожидать роста свободных площадей в силу переезда из дорогих помещений в более дешевые и снижения арендных ставок».

Ознакомиться с проектом можно на сайте Аналитического центра НАФИ.

Вернуться к списку