Календарь событий

Декабрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Корпоративная прозрачность российских компаний

22.01.2018
Школа финансов факультета экономических наук ВШЭ совместно с Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности 18 января провели конференцию, посвященную текущему состоянию и перспективам корпоративной прозрачности российских компаний.

С 2014 года во многих странах мира, в том числе и в России, стали реализовываться различные инициативы, которые призывают, а где уже и обязывают, компании раскрывать о себе информацию главным образом нефинансового характера. Речь идет прежде всего о тех сведениях, которые должны помогать разобраться, насколько компания ответственна в своих действиях с точки зрения устойчивого развития, управления своими активами и кадрами, формирования социальной политики, а также насколько компания ответственно относится к сохранению и поддержанию благополучной окружающей среды.

Что касается российской действительности, то в соответствии с утвержденной Правительством России в мае 2017 года Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности, к 1 февраля с.г. Минэкономразвитие завершит общественное обсуждение законопроекта «О публичной нефинансовой отчетности». Кроме того, в декабре 2017 года ЦБ выпустил рекомендации публичным акционерным обществам о раскрытии доходов топ-менеджмента. Анализируя эти нововведения, руководитель аналитического центра ГК «Да-Стратегия» Алексей Журавлев, отметил, что за последние три года на рынке стало на 100 прозрачных компаний меньше. Более того, увеличилось количество делистингов на Московской бирже, то есть выросло число компаний, которые поменяли свою организационно-правовую форму с публичного акционерного общества на непубличное. Большая часть компаний (14 из 33), которые будут обязаны публиковать нефинансовую отчетность в соответствии с требованием Концепции НПО, на текущий период не публикуют годовых отчетов вообще.



К положительным тенденциям эксперт отнес возросшее желание российских компаний публиковать информации об устойчивом развитии, что связывают с планированием выпуска «зеленых облигаций», благодаря которым компании смогут привлечь деньги.

Марина Галушкина, руководитель Российской Региональной Сети (РРС) по интегрированной отчетности, рассказа о текущем состоянии публичной отчетности крупнейших российских компаний.

Ежегодное национальное исследование корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний в 2017 году охватило 956 предприятий, представляющих 25 отраслей. Главным образом это представители банковского и инвестиционно-финансового сектора, а также машиностроения, электроэнергетики и атомной промышленности.

Примерно 48% из исследуемых компаний используют «традиционный» вид отчетности, который строго соответствует национальным требованиям. Около 42% предприятий предоставляют так называемый «однотомник». Это отчет, который может быть подготовлен как с использованием международных стандартов (международный стандарт интегрированной отчетности, GRI и пр.), так и без них, но с раскрытием информации важной с точки зрения устойчивого развития. И только 6% компаний в 2017 году предоставили «двухтомник» или два отдельных отчета — годовой и нефинансовый (чаще всего об устойчивом развитии).

Также эксперт добавила, что в среднем качество отчетности растет. Ответственность за ее составление закрепляется за структурными подразделениями. Большая часть компаний включает своих стейкхолдеров в процесс подготовки.

Руководитель Школы финансов НИУ ВШЭ Ирина Ивашковская в своем выступлении обратила внимание на то, что именно интеллектуальный капитал сегодня является конкурентным преимуществом на рынке, так как знания о потребностях клиента, способностях поставщиков и персонала, плюс отличительные способы ведения дел внутри фирмы, во-первых, нельзя купить. А, во-вторых, именно они являются теми факторами, которые делают компанию «живой» — способной к восприятию и стимулированию перемен.

Кроме того, профессор Ивашковская отметила, что значимую роль в вопросах интегрированной отчетности играет глобальная инициативная сеть специалистов — World Intellectual Capital Initiative (WICI), которая занимается систематизацией и распространением информации о показателях и формах отражении интеллектуального капитала в нефинансовой отчетности.



В ходе обсуждения вопросов о так называемых заказчиках на нефинансовую отчетность Михаил Бабенко, представляющий программу «Зеленая экономика» WWF России, подчеркнул, что общественность должна знать, что компания делает с точки зрения экологической ответственности.

Он также отметил необходимость наличия рейтингов по экологической ответственности, так как это позволяет выстраивать механизм обратной связи между сектором и экологами. Кроме того, рейтинги позволяют сравнивать компании между собой и выстроить взаимодействия с компанией в части снижения негативных воздействий.

Елена Феоктистова, заместитель председателя Совета РСПП по нефинансовой отчетности, считает, что ПНО нужна для управленческого механизма прежде всего самой компании, так как позволяет лучше понять компанию изнутри. Отсутствие информации, по мнению эксперта, сегодня является риском для компании и ведет к подрыву доверия к ней. Некачественная информация тоже риск как с точки зрения привлечения инвестиций, так и в борьбе за квалифицированные кадры.

Скептически к ПНО относится Игорь Беликов, представляющий Российский институт директоров. По его мнению, в этих отчетах реальность отражается скудно, так как на Западе логика развития ПНО идет за счет стейкхолдеров, а у нас происходит огосударствление всех средств.

В завершении конференции победителям «Рейтинга корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний — 2017», составленном РРС, были вручены памятные награды. Рейтинг проводится ежегодно по двум номинациям. В номинации государственных корпораций призовые места достались компаниям ТВЭЛ, АО ИК «АСЭ» и АО «Концерн Росэнергоатом». Среди частных компаний победили «Норильский никель», «Лукойл» и АФК «Система».



Вернуться к списку